Сферический корпус акустики — строго по науке

Сферическая акустическая система помимо непривычной формы для большинства музыкальных колонок имеет глубоко научную основу. Сферический корпус акустической колонки, в отличие от остальных типов корпусов, больше всего заставляет ее звучать близко к идеалу на протяжении всей полосы частот от 20 до 20000 Гц, что является одним из качественных показателей Hi-Fi аппаратуры.

В Советском Союзе была одна из сильнейших научных школ в мире. Одним из ее направлений была акустика. С конца 1950-х — начала 1960 годов в СССР стали публиковаться работы ученых-инженеров в области радиотехники. В те годы радиолюбительство носило массовый характер.

С появлением в широкой продаже виниловых пластинок с музыкальными записями возникла необходимость качественного воспроизведения звука в домашних условиях. Радиолы, которые позволяли слушать записи с грампластинок и принимать радиостанции, не отличались хорошим качеством звука. Как таковых акустических систем в радиолах не было: один или два широкополосных динамика, вмонтированных в лицевую панель или боковые стенки — вот и все акустическое оформление.

В 1962 году вышла брошюра «Акустическое оформление громкоговорителей» (выпуск 441) из серии «Массовая радиобиблиотека». Ее автор — Михаил Михайлович Эфрусси (1908-1986)- советский ученый, преподаватель, изобретатель, сотрудник Акустического института Академии Наук СССР, автор целого ряда работ.

Откроем брошюру на стр. 10 и прочитаем второй абзац:

«Некоторое влияние на частотную характеристику громкоговорителя оказывает внешняя конфигурация ящика вследствие эффекта дифракции (огибание волной препятствия). На рис.8 приведены иллюстрирующие это явление частотные характеристики одного и того же громкоговорителя в ящиках различной формы. Из этих частотных характеристик видно, что чем более плавную форму, т.е. более тупые углы, имеет поверхность, прилегающая к громкоговорителю, тем слабее эффект дифракции и тем ровнее частотная характеристика громкоговорителя. Очевидно, наилучшей формой поверхности (в смысле отсутствия дифракции) будет сфера».

В 1985 году вышла книга «Техника высококачественного звуковоспроизведения» автора Н.Е. Сухова и др. Откроем книгу на стр.144 и прочитаем первый абзац:

«Минимальное влияние на частотную характеристику оказывает корпус шарообразной формы (рис. 4.13, г) вследствие равномерного рассеяния звука по всем направлениям».

На стр. 144, прочитаем третий абзац:

«На неравномерность частотной характеристики влияют также резонансные явления внутри корпуса. При определенном соотношении линейных размеров корпуса и частоты сигнала в полости корпуса образуются стоячие волны, что приводит к появлению пиков и провалов. Для сферического корпуса такие искажения не характерны, но в корпусах прямоугольной формы они существенно ухудшают частотную характеристику».

Как видно во времена СССР, два серьезных источника в 1962 и 1985 годах, говорят об одном и том же: из всех типов форм корпуса, применяемых при изготовлении акустических систем, наилучшим будет сферический корпус или корпус шарообразной формы.

АЧХ акустических систем с разными типами корпусов

Для критиков и любителей всего заграничного можно привести книгу «High Performance Loudspeakers», изданную в Лондоне в 1991 году, где на стр. 303 приведены графики АЧХ для разных типов корпусов, аналогичные советским изданиям.

Поделиться: