Советы по выбору Hi-Fi акустических систем для дома

акустические системы колонки какие выбратьКогда обыватель, любящий музыку и качественный звук, приходит к решению купить акустические системы, он задается вопросом: «Что выбрать из акустики?» Действительно, при сегодняшнем богатом ассортименте колонок, глаза в буквальном смысле разбегаются от предлагаемого разнообразия. Данная статья даст понимание того, на что следует обращать внимание при выборе той Hi-Fi акустики, которая подойдет именно вам.

Однозначного ответа по выбору акустических систем для дома никогда не будет, т.к. «На вкус и цвет товарища нет», а на звук — подавно. Всё слишком индивидуально, поэтому по сей день ведутся многолетние срачи (по-другому, извините, это не назвать) на форумах, посвященных аудиоаппаратуре.

Итак, от чего следует отталкиваться при выборе домашней H-Fi акустики?

1. Помещение (комната) для прослушивания музыки.

комната для прослушивания музыкиГлавное, что надо знать в данном пункте, это то, что в разных помещениях одна и та же акустика будет звучать по-разному. Начинать надо со строительных материалов комнаты. Для примера можно привести современные монолитные железобетонные дома-коробки и дома, построенные из кирпича. В монолитных домах звук распространяется очень хорошо во всех направлениях, поэтому в нем есть эффект так называемой «сквозной слышимости», когда звук от закрывающейся двери на 5-ом этаже ясно слышен в квартире первого этажа. В домах кирпичной постройки такого эффекта нет. Аналогично будет с проигрыванием музыки через колонки: в монолитном доме её будет слышно на нескольких этажах. Нужны ли вам конфликты с соседями – это уже вам решать…

Из приведенного выше примера вытекает тема звукоизоляции и звукопоглощения помещения. Это необходимо делать в любом случае для качественного прослушивания музыки. Если в кирпичном доме можно обойтись коврами на стенах и/или полу, то в монолитном доме придется делать фальшстены и фальшпотолок, что уменьшит габариты комнаты на 10-15 см на сторону. Пол также придется чем-то покрывать.

Габариты и форма комнаты также будут влиять на качество звуковоспроизведения. В маленькой и большой комнате одной квартиры при прочих одинаковых условиях акустика будет звучать по-разному. Предпочтение следует отдать комнате прямоугольной площади, избегая квадратную.  Площадь комнаты для прослушивания музыки должна быть не менее 9-12 кв.метров.

комната аудиофилаВ идеале комната должна иметь минимум мебели – диван (кресло) для прослушивания и стеллаж под аппаратуру. Но такая комната – большая редкость. В подавляющем большинстве случаев комната, где слушают музыку, заставлена мебелью (шкаф, стол, стулья, кровать или диван, сервант, полки, зеркало и др.), что отрицательно сказывается на качестве звука.

Также на звуковую картину будут влиять температура и влажность воздуха. Звук распространяется через воздушную среду, поэтому как пример можно привести то, что одна и та же акустика будет звучать по-разному в разные времена года: зимой и летом. Или владельцы одной и той же пары колонок могут иметь совершенно противоположные мнения о них, потому что один из них будет жить около моря, а другой – где-нибудь в месте с сухим климатом.

По данному пункту следует самостоятельно изучать темы акустики, звукоизоляции и звукопоглощения помещений – это фундамент хорошего и качественного звука. Данные темы весьма обширны и полностью их невозможно раскрыть в одной статье. Необходимо иметь в виду, что продавцы аудиоаппаратуры  не заинтересованы в предоставлении этой информации покупателям. Чаще всего, они сами про это ничего не знают…

2. У всех людей разный слух.

строение уха человекаПри выборе Hi-Fi акустических систем никто не учитывает индивидуальные анатомические особенности человеческого организма: люди слышат звуки абсолютно по-разному, т.к. у каждого своя форма ушной раковины, строение слухового аппарата и зоны мозга, отвечающего за слух.

Если внимательно посмотреть на окружающих людей, то можно увидеть, что форма наружного уха у них отличается. Визуально уши можно не просто разделить на большие, средние и малые, на самом деле – всё глубже и детальнее. Первое, что бросается в глаза – это наличие или отсутствие мочки уха: не у всех она есть. Второе – входное отверстие во внутреннее ухо: условно его также можно разделить на большое, среднее и малое. Наружное ухо представляет из себя хрящ, толщина которого у людей различна.

Дальше уже идет то, что находится внутри уха. Слуховой проход имеет форму конической трубки, сужающейся вглубь. Её размеры и длина у людей отличаются друг от друга, что в конечном счете выражается в индивидуальном объеме. Для наглядности канал слухового прохода можно сравнить с трубопроводными системами. Чем больше диаметр трубы, тем большее количество жидкости или воздуха по ней можно передать. Чем меньше диаметр трубы, тем большее давление оказывается на её стенки изнутри.

Слуховой лабиринт у людей также отличается по размерам. К нему подходят слуховые нервы, служащие проводниками звуковых сигналов в мозг. Количество этих нервов также различно. И, наконец, размер области мозга, отвечающего за слух, имеет индивидуальные особенности.

нч сч вч частоты акустических системЧастотный диапазон от 20 до 20 000 Гц, так часто используемый в характеристиках Hi-Fi техники, особенно в усилителях, является слышимым диапазоном частот идеального человеческого уха. В реальности таких людей – единицы. Автор данной статьи проверял свои уши, и оказалось, что мой слышимый частотный диапазон находится в пределах от 45 до 16 000 Гц. Ни один продавец ни в одном магазине аудиоаппаратуры не предложим вам это сделать, т.к. сам про это ничего не знает и свой слух не проверял. Исходя из этого, становится понятным такой маркетинговый ход, как применение в некоторых конструкциях акустических систем так называемых «супертвиттеров», воспроизводящих звуки на частотах выше 20 кГц. Это совершенно ненужный элемент, такой же как костыль здоровому человеку… Еще стоит сказать, что с возрастом у человека снижается восприятие высоких частот, доходя в старости до уровня 10-12 кГц.

В аудиоаппаратуре частотный диапазон от 20 до 20 000 Гц делится на 3 поддиапазона: низкочастотный (НЧ), среднечастотный (СЧ) и высокочастотный (СЧ). Интересно то, что опыты с музыкой, проведенные на людях, показали такие же различия в их восприятиях. Слушая одни и те же мелодии на одной и той же аппаратуре, люди разделились на 3 группы: первая группа акцентировала свое внимание на НЧ, вторая  — на СЧ, третья – на ВЧ. Из чего следует, что никаких советчиков по выбору домашней акустики быть не может. Если вы любите басы, а авторитетный или значимый для вас человек их не любит, то под его влиянием вы рискуете купить колонки, звучание которых будут нравиться ему, но не вам. Поэтому совет тут может быть только один – при выборе акустических систем надо быть одному и сосредотачиваться только на своем слуховом восприятии.

3. Психоакустика.

психоакустикаОпять же, ни один продавец или советчик ничего не скажет вам про психоакустику. Что такое психоакустика? Психоакустика — дисциплина, изучающая психологические и физиологические особенности восприятия звука человеком. А восприятия у людей опять же разные. Даже один и тот же человек в разных условиях и состояниях будет иметь совершенно разные восприятия.

Можно перечислить, что влияет на восприятия человека: настроение, состояние здоровья, полноценный сон, стрессы, алкоголь, курение, метеозависимость, внушаемость и пр. Давайте представим одного и того же человека в разных ситуациях. В первой ситуации человек идет выбирать Hi-Fi акустику в дождливую погоду, неважном настроении, плохо спавший ночью, на которого наорал начальник, и ему из-за стресса пришлось выкурить сигарет больше обычного. Во второй ситуации человек идет выбирать Hi-Fi акустику приятным солнечным вечером, в приподнятом настроении, хорошо выспавшийся, на работе его похвалили и пообещали премию… Надо ли говорить, что в таких разных состояниях один и тот же человек будет иметь разные мнения об одних и тех же колонках, т.к. восприятия у него будут совершенно противоположные.

Но… хорошее настроение и позитивное восприятие человека не всегда пойдут ему на пользу. Ничего не зная про написанное в п.1 данной статьи (что в разных помещениях одна и та же акустика будет звучать по-разному) человек, купив колонки, может обнаружить, что дома они звучат хуже, чем он слышал в магазине перед покупкой. Тут всё может свестись к тому, что его комната является совершенно непригодной для прослушивания музыки, или никак не подготовлена для этого. Как результат будет возврат товара и недовольный покупатель…

4. Характеристики акустических систем.

корпус акустики в форме ящикаПервое, на что обращают внимание обыватели при выборе Hi-Fi акустики – внешний вид и цена. Прямой зависимости тут нет: дорогостоящие колонки с блестящим оформлением могут звучать хуже, чем колонки подешевле с простым дизайном. Есть группа аудиоманьяков, которые «слушают» музыку глазами, а не ушами. Для них форма важнее содержимого и понятие «слепой тест» для них не существует. Им главное – высокая цена, разрекламированный бренд, гламурный внешний вид. Всё это они делают для выпендрёжа и повышения собственной значимости.

корпус акустики параболического сеченияВ плане внешнего вида сначала надо смотреть на форму корпуса. Корпус акустической системы в виде вертикального ящика – самый распространенный в виду простоты и массового изготовления на конвейере. Параллелепипед, особенно куб – самые худшие формы корпусов акустики. Качественный корпус должен иметь нелинейную геометрию. Поэтому, корпуса параболического сечения имеют превосходство над прямоугольными. Чуть худшими характеристиками обладают корпуса, выполнение в форме цилиндров и вертикальных многогранников с большим числом сторон. Если по тем или иным причинам делается выбор акустики с формой ящика, то его стенки не должны быть параллельными. Это необходимо для минимизации внутренних резонансов, искажающих звук.

При выборе акустики есть одно старое правило: чем больше колонки по размерам, тем лучше они звучат, т.к. одну из решающих ролей играет внутренний объем воздуха. Чтобы выбрать акустику, лучше переслушать не менее 5 разных моделей. Может оказаться, что советские колонки, типа S-90, даже б/у, будут звучать лучше, а стоить в разы дешевле современных моделей. Также следует изучить тему «слепого теста» или «слепого прослушивания» акустики, т.к. многие люди ведутся на дизайн, рекламу, бренд, пиар, внешний вид, мнения окружающих.

Не стоит гнаться за большой мощностью колонок. Для большинства комнат за глаза хватит номинала в 30-40 Вт. Мощным должен быть усилитель, где-то в 1,5-2 раза больше мощности колонок. Так, например, для акустики мощностью 40 Вт подойдет усилитель или ресивер с мощностью 75 Вт. Это объясняется уровнем собственных шумов усилителя, образующихся в результате работы полупроводникового материала (ППМ) в транзисторах. Шумы напрямую зависят от степени чистоты ППМ (отсутствия примесей) и заложенной мощности. Для примера рассмотрим 2 усилителя: один будет иметь мощность 50 Вт, другой – 100 Вт. Если включить оба усилителя на 50 Вт каждый, то у первого мы повернем ручку громкости до конца  вправо, а у второго – только на половину громкости. При подключенных к ним колонкам без проигрывания музыки будет слышен шум. И у первого усилителя этот шум будет громче, чем у второго.

Итак, подведём краткие итоги по выбору домашней Hi-Fi акустики.

Для этого надо:

  • Изучить тему акустики помещения, его звукоизоляции и звукопоглощения с точки зрения пригодности для прослушивания музыки;
  • Знать, что люди слышат звуки по-разному. Подбирать акустику следует только на свой слух, без советчиков;
  • Учитывать влияние разных факторов на ваше психическое состояние, т.к. они могут повлиять на ваш выбор как в лучшую, так и в худшую сторону;
  • Форма корпуса акустической системы должна быть нелинейная, т.к. звуковые волны имеют нелинейную форму;
  • Прослушать в одиночку не менее 5 разных колонок, по возможности в «слепом тесте»;
  • Если позволяют габариты, то брать колонки как можно больших размеров;
  • Усилитель должен быть в 1,5-2 раза мощнее колонок.
Поделиться: